Новости

18.09.2014|07:47

19 сентября Южному вокзалу исполняется 85 лет.

Строительство главного железнодорожного вокзала Восточной Пруссии началось в 1913 году. Развитие промышленности потребовало изменения схемы железнодорожного сообщения в Кенигсберге. Маленькие вокзалы, построенные в конце 19 века, уже не справлялись с возросшим потоком грузов и пассажиров. Поэтому было принято решение о строительстве современного по тем временам вокзального комплекса.

Первая мировая война на семь лет прервала возведение главных ворот города. В 1920 году работы были возобновлены и продлились до 1929 года. Невысокие темпы строительства объяснялись общим экономическим спадом в Германии.

19 сентября 1929 состоялось торжественное открытие Главного вокзала Кенигсберга. Для того времени это был один из крупнейших железнодорожных вокзалов в Европе. Перронная зона состояла из трех металлических ажурных перекрытий с остекленным сводом шириной 120 метров, а длина перронов составляла 178 метров. Тринадцать путей, включая багажные, обеспечивали сквозной проход поездов.

На фасаде здания располагалась скульптура древнего бога времени Хроноса, сдерживающего рвущегося коня. В послевоенные годы она была утеряна, а на ее месте был размещен Герб РСФСР. Внутренние помещения вокзала включали несколько залов ожидания, кафетерий, ресторан, магазины, кинозал и предполагали максимум удобств для пассажиров. В целом, Главный вокзал воплощал удачное архитектурное решение. Кроме того, при его строительстве был применен принцип разделения транспортных потоков на прилегающей к нему привокзальной площади.

Главный вокзал в Кенигсберге функционировал до 21 января 1945 года. В апреле сорок пятого первыми в здание вокзала ворвались бойцы 169 стрелкового полка под командованием Героя Советского Союза подполковника Александра Иванникова. По свидетельству участников штурма Кенигсберга, в вестибюле вокзала были установлены пушки, из которых наши войска вели огонь по укрепленным районам в центре города. Отметим, что сложившийся стереотип о сильных разрушениях здания вокзала в ходе его штурма не соответствуют действительности. Общий объем разрушений вокзального комплекса не превышал 10 процентов, основную часть из которых составляли стеклянные перекрытия дебаркадера.

В послевоенные годы началось восстановление вокзала. Основные строительные работы выполнял коллектив дистанции гражданских сооружений Калининградского отделения Прибалтийской дороги. Восстановленный вокзал был введен в эксплуатацию в начале ноября 1949 года.

В современном Южном вокзале сохранены и внешняя, и внутренняя планировка комплекса зданий и помещений. В канун 60-летия Победы и 750-летия города был проведен капитальный ремонт всего вокзального комплекса. На вокзале появились справочно-информационный и сервис-центры, международные кассы, современные электронные справочные системы, уникальные по точности часы с корректировкой через спутниковую систему точного времени.

Впервые за послевоенные годы после капитального ремонта введен в эксплуатацию пригородный тоннель, который позволил разделить два пассажиропотока – на поезда дальнего и пригородного сообщения, и создал условия для дальнейшего совершенствования интерьера главного вестибюля вокзала, где в дополнение к уникальным люстрам появился небольшой фонтан, а старое, еще с немецких времен покрытие, заменено на долговечные гранитные плиты. Для обслуживания маломобильных групп населения имеется платформа подъёмная для инвалидов, которая позволяет осуществить подъём на платформу № 4, с которой отправляются/прибывают поезда дальнего следования. Для удобства пассажиров в главном зале вокзала установлено электронное табло прибытия и отправления поездов дальнего следования.

В 2008 году был проведен ремонт пассажирской платформы № 4 с целью приведения ее габаритов в соответствие с нормативами. Высота платформы стала выше на 40 см и теперь находится на одном уровне с площадкой вагона. Старое асфальтное покрытие заменено антискользящей износоустойчивой тротуарной плиткой, а для улучшения освещения на платформе под дебаркадером установлены чугунные стилизованные под старину фонарные столбы.

Все это позволило по-прежнему считать Южный вокзал одним из самых из узнаваемых сооружений города Калининграда, своеобразной "визитной" карточкой самого западного областного центра России.

Тематика: Информация КЖД
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=9